Методология тренировочного процесса для детской футбольной академии VISTA JUNIOR
VISTA JUNIOR
Цель данной методологии — создание структурированной системы подготовки юных футболистов, которая обеспечивает их всестороннее развитие. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, развивает их физические, технические и тактические навыки, и помогает формировать психологические качества, необходимые для успешной игры в футбол. Основой методологии является принцип систематичности, развития от простого к сложному и интеграция игровых, физически-технических и тактических аспектов в тренировочный процесс.
Тренировочный процесс организован по принципу «от простого к сложному». Упражнения и задачи постепенно усложняются по мере развития навыков игрока. Важно не перегружать детей, но одновременно постоянно мотивировать их к освоению новых элементов.
Каждый игрок имеет уникальные физические и технические особенности, которые необходимо учитывать при составлении тренировок. Важно адаптировать нагрузки и упражнения под уровень подготовки каждого ребёнка.
Тренировки направлены на развитие физических, технических, тактических и психологических качеств. Этот подход обеспечивает всестороннюю подготовку игроков.
В основе всех упражнений — игровые ситуации, которые максимально приближены к реальным условиям футбольного матча. Это помогает игрокам лучше воспринимать и применять полученные навыки в игре.
ВИДЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Построение технической подготовки в зависимости от периода сезона. В подготовительный период акцент делается на отработку индивидуальных и групповых технических элементов. В соревновательный период — на поддержание уровня и игровую технику в условиях высокой интенсивности.
Построение плана нагрузок на основе фаз подготовки: подготовительный, соревновательный и восстановительный периоды. Упор на развитие различных физических качеств, таких как сила, выносливость и скорость, в зависимости от текущих целей сезона.
Основа тренировочного процесса строится вокруг тактической схемы и стиля игры команды. Каждая тренировка связана с реализацией игровой модели. Работа на поле направлена на отработку тактических взаимодействий с физическими и техническими элементами.
Возрастные особенности и периодизация (категории и рекомендации по тренировкам)
Основной акцент на игровой подход, развитие координации, моторики и базовых технических навыков (ведение мяча, передачи, удары). Тренировки должны быть весёлыми и короткими, 1-2 раза в неделю.
Увеличение акцента на технику и командное взаимодействие. Включение тактических упражнений, физическая подготовка через игры и лёгкие упражнения. 3-4 тренировки в неделю
Начало серьёзной физической и тактической подготовки. Углублённая работа над техникой и тактикой, увеличение объёма тренировок (до 4-5 раз в неделю) с чередованием различных нагрузок. Появляются полноценные физические нагрузки.
Полная интеграция технической, физической и тактической подготовки. Периодизация тренировочного процесса с учётом соревновательного календаря. Интенсивные тренировки 5-6 раз в неделю с тактическими разборками.
Основные задачи (направленности) тренировочного процесса
Тренировки в академии направлены на развитие нескольких ключевых компонентов футбольной подготовки. Эти компоненты взаимосвязаны и развиваются параллельно, в зависимости от возраста и уровня игроков.
Развитие навыков владения мячом: ведение, передачи, удары по воротам.
Обучение основам контроля мяча в движении.
Отработка различных видов передач (короткие, средние, длинные).
Тренировка приёмов мяча в различных игровых ситуациях.
Постепенное освоение более сложных технических элементов, таких как дриблинг и игра в одно касание.
Обучение командным взаимодействиям и пониманию различных игровых схем.
Развитие понимания пространства на поле и принятия правильных решений в игре.
Переход от индивидуальной тактики к командной: атака и оборона, переходы между фазами игры.
Постепенное освоение таких элементов как прессинг, поддержка, открывание под мяч.
Развитие общей физической подготовки, включающей выносливость, силу, скорость и координацию.
Введение специальных упражнений для улучшения реакции, ловкости и гибкости.
Постепенное увеличение интенсивности и объёма нагрузки с учётом возраста и уровня игроков.
Работа над выносливостью в игровых условиях.
Работа с командой разного уровня подготовки
В детских командах часто встречаются игроки с разным уровнем подготовки. В таких случаях тренеру нужно:
Например, вводить разные задачи для игроков с разным уровнем сложности выполнения.
между индивидуальными задачами и общекомандными. Важно, чтобы все игроки чувствовали себя частью команды, но при этом не перегружались или не оказывались в слишком простых условиях.
Разделение команды на подгруппы для выполнения специализированных заданий позволяет учитывать разный уровень подготовки.
Упрощение и изменение упражнений
Если упражнение не идёт или его выполнение вызывает трудности у игроков, необходимо скорректировать его сложность. Это можно сделать следующими способами:
Например, сократить количество игроков или уменьшить игровое пространство.
Включить больше времени на принятие решений, уменьшить давление от соперников.
Если задача сложная, можно разбить её на несколько частей и отработать каждый этап отдельно.
Заключение Данная методология представляет собой системный и целостный подход к подготовке юных футболистов, направленный на их всестороннее развитие. Основные принципы — это постепенность, индивидуальный подход и интеграция физических, технических и тактических аспектов в тренировочный процесс. Тренировки строятся от простого к сложному, что позволяет игрокам развиваться в комфортном темпе, избегая перегрузок. Игровая направленность упражнений обеспечивает адаптацию навыков к реальным матчевым ситуациям. Индивидуальные тренировки и видеоанализ помогают углубить понимание игры и улучшить личные качества игроков. Методология учитывает возрастные особенности и способствует гармоничному развитию каждого ребёнка, создавая прочную базу для успешного участия в футболе и воспитания ключевых качеств как на поле, так и за его пределами.